«Я – ТАЛАНТЛИВ»
Развитие одаренности дошкольников в условиях детского сада
Владимир Путин
«Очень важно не потерять
ни одного талантливого ребенка»
Талант, как известно, качество весьма
неуловимое, летучее, изменчивое, его нельзя
проверить алгеброй и можно разве что трудом,
произведением — окончательным результатом творчества.
Василь Быков
Наше дошкольное учреждение имеет приоритетное направление по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Одаренность формируется на базе отдельных способностей, выступая по отношению к ним системным качеством. Рассматривая структуру интеллекта, мы видим, что одаренность выступает как конкретное проявление интеллекта и выражается в успешности конкретной деятельности. Но в одаренности в яркой форме просматриваются и отдельные способности. Например, мы можем говорить о художественной одаренности, где важную роль будут играть способности восприятия и эмоциональный строй личности, наряду с интеллектом.
Наиболее частое проявление одаренности - это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность, ненасытное любопытство и отличная память. Такие ранние проявления одаренности обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности.
Работа с воспитанниками по развитию у них способностей идёт в рамках основной образовательной программы детского сада. Одаренность традиционно раскрывается через понятие способностей. Оценка способностей ребенка даёт нам возможность выявить наличие одаренности и степень её выраженности.
В нашем дошкольном учреждении мы смогли выделить для себя следующие виды одаренности, которые мы можем увидеть у наших воспитанников и постараться начать их развивать.
· Художественная одаренность
· Вокальная одаренность
· Общая интеллектуальная одаренность
· Коммуникативная одаренность
Условно мы выделяем следующие категории одаренных детей в ДОУ:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
3. Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
В нашем образовательном учреждении педагоги своевременно выявляют детей с предпосылками одаренности, и проводят специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей.
Работа с талантливыми, способными детьми идёт через индивидуальные и подгрупповые
формы работы воспитателей и специалистов ДОУ.
ФОРУМ ДЕТСКИХ ПРОЕКТОВ
Дошкольные учреждения Выборгского района ДОУ № 64, № 126, № 32, № 107 в этом учебном году объединились в Сетевое сообщество по сетевому взаимодействию для реализации инновационного проекта «Путь к успеху – талантливый дошкольник», основным направлением которого является, создание единого инновационного пространства, определяющего условия для разработки системы выявления и поддержки талантливых детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. В рамках нашего проекта, по плану проходят разные мероприятия по развитию способностей у детей.
В апреле на базе ДОУ № 64 должен был пройти «Форум детских познавательных поисково-исследовательских проектов», одной из задач которого содействие развитию творческой познавательно поисково-исследовательской активности детей. Предполагалось, что наши дети соберутся на Форум, покажут свои исследовательские проекты, обменяются знаниями, зададут друг другу вопросы, но в связи со сложившейся обстановкой нам пришлось изменить форму проведения Форума, первый и второй этапы прошли очно на базах ДОУ № 64, № 126, № 32, № 107 в марте, а третий этап проводили дистанционно в формате видео обзора. Каждое дошкольное учреждение представило своих победителей по детским проектам. Наши воспитанники сами выбирали интересующие их проблемы и проводили по ним исследования, их помощниками были родители и педагоги. Тематика проектов была разнообразна:
ДОУ № 64 Денисова Анастасия. Проект "Слава миру на земле, слава хлебу на столе!"
ДОУ № 64 Рыкунов Роман. Проект "Звезда по имени солнце"
ДОУ № 107 Лагутина Арина. Проект "Сладости. Польза или вред"
ДОУ № 107 Егоров Назар. Проект "Аксолотль-животное, похожее на Лунтика"
ДОУ № 32 Ястребов Родион. Проект "Какой бывает вода?"
ДОУ № 32 Кожевникова Инга. Проект "Как работают дрожжи"
ДОУ № 126 Сластухина Софья. "Почему пчелу называют труженицей и лекарем"
ДОУ № 126 Кныш Артём. "Чудесные способности магнита"
ДОУ № 107 Шундутикова Софья. Проект "Экзотика рядом"
ДОУ № 64 Степанова Василиса. Проект «Помним и гордимся»
Всего участников, которые приняли участие в исследовательских проектах к Форуму около 45 воспитанников. Ребята с энтузиазмом продемонстрировали своё мастерство, порадовали своими знаниями и способностями анализировать и делать выводы, несмотря на их возраст.
Раскрытие детских талантов даёт энергию, развивает творческий подход во всех сферах жизни. Именно для этого наши педагоги учат и развивают своих воспитанников. Мы увидели, что наша объединение по взаимодействию в Сетевом сообществе, дает каждому воспитаннику первый шаг показать свои способности, развить таланты.
Большое спасибо нашим ребята, их родителям и педагогам.
Впереди у нас ещё много интересных проектов по выявлению, поддержки и созданию условий для развития и становления способностей и талантов наших воспитанников!
Методическая служба ГБДОУ № 64
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Одаренные дети - кто они?"
автор: воспитатель Гарцуева И.Б. (09.2019г)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОДАРЕННОСТЬ
Подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.
Выставка изобразительного творчества «Здесь мало всмотреться, здесь надо увидеть» - работы выполнены воспитанниками ГБДОУ
Выставка изобразительного искусства «Волшебные бумажки» - выполнены воспитанниками подготовительной группы на подгрупповых занятиях в кружке «Волшебные бумажки», получившие призовые места на районных конкурсах.