Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (издание шестое) ФГОС

В программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» представлены основные компоненты оптимальной организации образовательно-воспитательного процесса. В основе шестого, инновационного, переиздания лежит выпущенная в 2004 году, рекомендованная Министерством образования РФ программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

В новом издании Программы сохранены все достоинства первого издания и учтены новейшие достижения науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Важно, что предлагаемые инновации не требуют резкой перестройки. Они могут вводиться постепенно, в том объеме, к которому готовы воспитатели и детский сад в целом. По времени введения инноваций также нет ограничений — можно начинать изменения с любой возрастной группы и даже не обязательно с начала учебного года. Инновационное издание не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их.

Педагога волнует вопрос мониторинга, поэтому в конце каждой возрастной главы есть раздел: Ожидаемые образовательные результаты по всем областям. Воспитателю будет удобно ставить цели, ориентируясь на мотивационные (личностные), предметные и универсальные (когнитивные, коммуникативные, регуляторные и т.д.) результаты, которыми дети будут обладать к концу года, если работа по программе проведена успешно

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» обеспечена учебно-методическим комплектом (УМК), который постоянно обновляется и дополняется. При этом все ранее изданное к Программе безусловно сохраняет свою актуальность.

Дополнительные парциальные программы:

 

 "Безопасность"   Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б.




В этот курс ОБЖ для дошкольников вошли шесть разделов, затрагивающих основные сферы жизни ребёнка. 
1. «Ребёнок и другие люди». 
Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду. Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций – об этом ребёнок узнаёт в программе ОБЖ. 
2. Ребенок и природа. 
Всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано. 
3. Ребенок дома. 
Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы спокойно оставить ребёнка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребёнка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем мы, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту поведает ребятам третий раздел программы ОБЖ.
4. Здоровье ребенка.
Как сберечь и приумножить здоровье ребёнка? Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Четвёртый раздел программы расскажет ребятам об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, и важности своевременного обращения к врачу. Взрослея, человек становится всё более ответственным за сохранение и укрепление собственного здоровья. Однако здоровые привычки закладываются именно в детстве, поэтому есть необходимость уделять особое внимание охране здоровья и физическому воспитанию в этом возрасте. 
 5. Эмоциональное благополучие ребенка.
Отдельный раздел в программе посвящен эмоциональной «безопасности» и защите от психического травматизма - благоприятной атмосфере, которая должна сопутствовать воспитанию ребёнка. Ответственность за этот аспект лежит в большей степени на взрослых – родителях и педагогах, которые в силах помочь ребятам разрешить без потерь конфликтные ситуации и преодолеть негативные эмоциональные последствия страхов, драк, ссор. Внутреннее благополучие не менее важно, чем внешнее, а навыки саморегуляции в сложных ситуациях так же значимы, как и следование правилам «безопасного» поведения. Этот раздел поможет ребёнку научиться нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению.
 6. Ребенок на улице.
Выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (метро, автобус, автомобиль) – эти понятия входят в круг представлений ребёнка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила. Раздел шестой поможет ребятам познакомиться с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов, расскажет о работе ГАИ и научит, что делать, если ребёнок потерялся. 
Курс ОБЖ для дошколят нацелен на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. На занятиях по ОБЖ дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.

 

 Программа «Я, ты, мы»

Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина. 

Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности. 

Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности. 

Программа «Я, ты, мы» поможет родителям в социально-эмоциональном воспитании дошкольников, направленном на осознание ребенком своей уникальности и неповторимости, приобщение его к языку чувств и эмоций, формирование у него коммуникативных навыков. 

В программу входят следующие разделы: 

• «Уверенность в себе»; 

• «Чувства, желания, взгляды»; 

• «Социальные навыки». 

Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно – наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей. 

Даны методические рекомендации педагогу и родителям. В комплект входят учебно-наглядные пособия: «Какой ты?», «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные...», «Мы все разные», «Как вести себя?», «С кем ты дружишь?» 

Рекомендована Министерством образования РФ

 

 "Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду" О.С.Ушакова

 

Программа помогает овладеть нормами и правилами родного языка, языковыми навыками фонетическими, грамматическими, лексическими, для каждого возрастного этапа. Но также и развитие коммуникативных способностей детей - культуры общения.

 В пособии раскрывается методика работы по развитию речи детей во всех возрастных группах дошкольного учреждения. Представлены все основные аспекты речевой работы: формирование словаря, становления грамматического строя речи, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и др.; даются примерные конспекты занятий. Пособие адресовано воспитателям детского сада.

 

 "Первые шаги" - Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет" Г.Т.Алифанова, С-П.,"Паритет"., 2005г.

 

   Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет - включает материалы для всех видов деятельности. Программа имеет конкретные задачи и цели для каждой возрастной группы, по воспитанию любви и интереса к родному городу, желанию знать и узнавать свой город, воспитанию гордости: "Я - Петербуржец", пробуждает познавательный интерес к городу. Для более старшего возраста задачей является: осознание ценности памятников культуры и искусства, воспитание петербуржца в лучших традициях культурного наследия города.

   Книга состоит из трех разделов: авторская программа "Первые шаги" рекомендованная для творческого использования в дошкольных учреждениях, конспекты занятий – путешествий, практические советы по оснащению кабинета, рекомендации по проведению экскурсий, сценарии праздников и вечеров памяти и раздел "Работа с родителями".

Очень важно с малых лет чувствовать себя настоящим петербуржцем: воспитанным, добрым, внимательным к другим людям.

    Автор книги - преподаватель дополнительного образования высшей категории, почетный работник общего образования РФ.
    Книга адресована воспитателям детских садов, преподавателям петербурговедения, учащимся педагогических лицеев, родителям дошкольников.

 

 "Приобщение детей к истокам Русской народной культуры "О.Л.Князева., М.Д.Маханева, С-П.,"Детство-Прес".,1998г

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» 
- разработка авторов Князевой Ольги Львовны и Маханевой Марии Давыдовны, которые постарались восполнить недостаток нравственно-патриотического воспитания российских детей, опираясь на истоки культуры, а не идеологические установки.

 «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний"- писал академик Д.Лихачев*. 


Образовательная цель этой программы - активное познание основ национального искусства, приобретение культурного богатства родного народа. Всё это формирует более цельную и многогранную личность. Особая среда, которую создаёт педагог, позволяет ребёнку ощутить причастность к наследию прошлого, русским корням. И при этом усилия педагогов дают ощутимый результат.
Ребята выполняют задания в тематических рабочих тетрадях, участвуют в беседах и праздниках, посвящённых различным сферам русской культуры. Приобщение детей к истокам народной культуры начинается с самого раннего возраста, поэтому данная программа используется во всех группах, от младшей до подготовительной. 
Основные элементы, на которых строится программа – это:
- Окружающая обстановка, которая содержит национальные предметы, воспитывающие чувство прекрасного, любознательность и интерес. 
- Использование образцов устного народного творчества, взятых из литературных, этнографических, исторических источников и адаптированных для детей. Из них ребята усваивают нравственные ценности, заложенные в русской культуре: доброта и правда, храбрость и верность, красота и трудолюбие.
- Изучение народных традиций и праздников, отражающих характер времён года, сезонные работы, повадки птиц и животных. Благодаря этому ребята учатся быть наблюдательными, познают многогранность и целостность жизни человека и природы.
- Знакомство народной декоративной росписью на основе рассказа воспитателя, рассматривания иллюстраций и предметов, украшенных традиционным рисунком. 
Занимаясь по программе, дети осваивают русские народные игры, запоминают потешки, считалки, загадки, познают истоки русских праздников, народного костюма, знакомятся с героями русских сказок. Они начинают использовать фрагменты русской культуры в повседневной жизни и с уважением относиться к предметам народного творчества.

 

 Книга: О. Солнцева «Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом 

В книге рассматриваются вопросы краеведческого образования старших дошкольников, методические рекомендации - программа по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом. 
К книге прилагается диск с мультимедиа-презентацией. 
В пособии представлены задачи и содержание работы дошкольного образовательного учреждения по краеведческому образованию старших дошкольников, методические рекомендации по организации работы с детьми, направленной на развитие интереса культурному наследию родного города, измерительные материалы для оценки результатов работы. Разработки, представленные в книге, отличаются современностью и новизной подходов к организации краеведческого образования в условиях ДОУ, соответствуют Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 

 

 

 

 

 

 Людмила Куцакова "Конструирование и ручной труд в детском саду"
Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2–7 лет

Конструирование и ручной труд являются обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» ставятся задачи постепенного формирования у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений; развития фантазии и воображения, творческого мышления; воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств. Эти задачи решаются как на занятиях, так и при организации конструктивной деятельности в свободное время и в процессе игр. В каждой возрастной группе раскрываются психологические особенности детей, которые необходимо учитывать при организации методической работы; определяются виды конструирования в зависимости от используемого материала, дается содержание работы и подробные методические рекомендации по ее осуществлению.

Обеспечивая в процессе конструктивной деятельности всестороннее развитие детей, педагог формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми.

 

 

 "Ладушки" И.Каплунова,И.Новоскольцева

 

   Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста помогает заложить основы гармоничного развития(развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей), подготавливает детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
   Данная программа представляет собой план работы по музыкальному воспитанию детей 3-7 лет. Предлагаемый материал дает возможность музыкальным руководителям проводить занятия в интересной, увлекательной форме. Принцип построения занятий традиционный, но с введением необычных игровых моментов и вариантов.
   В программу включен новый раздел - "Развитие чувства ритма". Разнообразные упражнения помогут детям легко двигаться и быстрее осваивать музыкальные инструменты.
   Изменен подход к разделу "Слушание музыки". Благодаря яркому и характерному музыкальному материалу дети достаточно легко смогут выразить свое отношение к музыке словесно, через движение, в рисунке. В интересной и доступной форме познакомятся с творчеством П.И.Чайковского. Предлагаемый фольклорный материал внесет в занятия радостные минутки. Программа "Ладушки" поможет превратить каждое занятие в маленький праздник.

 Пусть наш девиз станет вашим: "Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой!"
Задачи программы "Ладушки"
Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей.
Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
Развивать коммуникативные способности.
Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.


Программа "Ладушки" предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала:
- иллюстрации и репродукции
- малые скульптурные формы
- дидактический материал
- игровые атрибуты
- музыкальные инструменты
- аудио- и видеоматериалы
- живые игрушки

 

 "Топ-хлоп, малыш!" Т.Сауко,А.Буренина

Главной целью программы является развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Развитие музыкального слуха и двигательной сферы - формирование основных двигательных навыков и умений, элементарных умений пространственных ориентировок, умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек, воспитание у детей навыков общения со взрослыми и сверстниками.