Воспитатель Пахоменкова И.М.

Г Б Д О У

Д е т с к и й  с а д №64

В ы б о р г с к о г о  р а й о н а

 г.С а н к т-П е т е р б у р г а.

Воспитатель первой квалификационной категории Пахоменкова И.М.

 

 

14.04.2017г

24.11.2016г

«Воспитание инициативности у дошкольника  в условиях сотрудничества со взрослыми и сверстниками».

 

25.11.2015г

 

«Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»

Подготовили воспитатели 1-ой категории гр№7 «Почемучки»

Пахоменкова Инга Михайловна и Смирнова Екатерина Вячеславовна

 

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

В. А. Сухомлинский.

 

 

Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность.

Рисование для маленького ребенка - это не только серьезный труд, но это - и большая радость.

Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, дает возможность закрепить знание о цвете, форме.

В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Нам взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой - богатой или бедной - будет его духовная жизнь.

Говоря об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные. В первом случае мы знаем почти все от красок до различных мелков, а во втором затрудняемся ответить. А ведь можно рисовать и зубной?щеткой, и ватой, пальцами, ладонью, тампоном, мятой бумагой, свечой, трубочкой?гоняя краску (каплю) по листу бумаги. ?

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Иногда они очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи вызывают раздражение или разочарование. Поэтому необходимо использовать такие техники рисования, которые создадут ситуацию успеха у детей и сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста, советуем родителям использовать нетрадиционные способы изображения.

Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные?техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать?на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.

Для того, чтобы у ребенка появилось желание рисовать, организуйте дома рабочее место так, чтобы ребенку было удобно не только сидеть, но и стоят, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги. Ведь рисовать можно как угодно, где угодно и чем угодно!

 

Постепенно усложняя нетрадиционные техники рисования с детьми, можно использовать такие способы рисования как:

- рисование пальчиками

- рисование ватными палочками

- тычок жесткой полусухой кистью

- рисование ладошками

- оттиск штампиками

- печать по трафарету

-свеча и акварель

- набрызг

- тычкование

- кляксография с трубочкой

- кляксография обычная

- монотипия предметная, пейзажная (вид?печатной графики).

- рисование нитками, манкой и многое другое.

 

Способы нетрадиционного рисования:

Рисование ватными палочками.

Материалы:?гуашь, плотная бумага любого цвета, ватные палочки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу. Для каждого цвета берётся одна палочка.

 

Рисование ладошками.

Материалы:?гуашь или акварель, широкая кисть или кусочек поролона, бумага любого цвета, салфетки. Способ получения изображения: поролоном или широкой кистью окрашиваем ладошку ребенка выбранным цветом, затем отпечатываем ладошку на бумаге, дорисовываем недостающие детали. Можно использовать одновременно несколько цветов. После работы ладошку вытираем салфеткой и оставшуюся краску смываем водой.

 

Рисование нитками.

Материалы:?нитки (лучше шерстяные) различной длины, гуашь, бумага. Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

 

Рисование штампиками.

Материалы:?штампики из пенопласта разные по форме и по размеру, гуашевые краски. Способ получения изображения: ребёнок выбирает нужный ему штампик, опускает его в краску, затем ставит отпечаток на бумагу. Каждый штампик должен использоваться для рисования только одним цветом.?

Оттиск печатками из картофеля - ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

Кляксография обычная.

Материалы: бумага, гуашь, пластиковая ложка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом бумаги и прижимается. Затем верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

 

Кляксография с трубочкой.

?Материалы:?бумага, гуашь, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: ребенок зачерпывает краску пластиковой ложкой, выливает ее на лист бумаги. Затем на это пятно дует так, чтобы ее конец не касался ни пятна ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

 

Свеча и акварель.

?Материалы:?свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

 

Печать по трафарету.

?Материалы:?плотная бумага, трафареты из картона, гуашь или акварель, поролон. Способ получения изображения: ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

 

Тампонирование.

Материалы:?бумага, гуашь или акварель, кусочек поролона закрученный на конце карандаша или длинной палочке, плотно привязанный нитками. Способ получения изображения: ребенок обмакивает полочку с поролоном в краску и наносит изображение на бумагу, можно обмакнуть поролон сразу в две и более краски, получится более сложное цветовое сочетание.

 

Рисование сыпучими блестками.

Материалы:?бумага, краски, кисти, сыпучие блестки Способ получения изображения: ребенок пальчиками набирает сыпучие блестки и аккуратно посыпает ими рисунок, необходимое условие: краска на рисунке не должна засохнуть, т.е. блестки наносят на еще не высохший рисунок.

 

Рисование на сырой мятой бумаге.

Материалы: бумага, краски, вода, кисти, салфетки. Способ получения изображения: лист бумаги осторожно смять, чтобы нарушить структуру бумаги. Расправить бумагу и намочить ее водой. Рисуем способом по сырому задуманный образ. Хорошо удаются в этой технике пейзажи.

Оттиск смятой бумагой - ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

 

Набрызг.

Материалы:?бумага, гуашь, зубная щетка, расческа с зубчиками в один ряд. Способ получения изображения: ребенок опускает зубную щетку в баночку с краской, затем проводит расческой по зубной щетке, держа её над бумагой.

Каждый из этих способов рисования - это маленькая игра. Обучение маленьких детей необходимо проводить в игровой форме, дети при этом получают массу положительных эмоций. Не забудьте на своём примере продемонстрировать детям своё спокойное отношение к испачканным пальцам и ладоням, подготовить влажные салфетки, или другие условия для соблюдения гигиены.

Дружите со своим ребенком. Старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он стремится. Попросите его рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте, что ребенок ждет от вас похвалы. Ему очень хочется, чтобы его работа понравилась вам, взрослым. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда получится в следующий раз!

Успеха Вам и творчества!

 

Литература:

Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.

Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.

Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.

Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004

     

03.2015г

Рекомендации родителям по воспитанию детей

 

Поверьте, в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией вас самих. Поэтому не следует требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Представьте ему право прожить жизнь самому. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.

· Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

· Не бойтесь залюбить ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему это хочется. В качестве поощрения чаще используйте ласку.

· Постараетесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты /желательно, чтобы их было немного. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.

· Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами. В случае неповиновения родителям нужно убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка.

· Если ребенок демонстрирует открыто неповиновение, родитель может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать за что наказан.

· Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга.

· Чаще разговариваете с ребенком, объясняете ему суть запретов и ограничений. Помогите ребенку вербально выражать свои чувства и переживания, научиться понимать свое поведение и поведение других людей.

· Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию.

· Диалогу с обществом ребенок учится у нас, взрослых. Мы его мера, его масштаб, его критерии оценки других, отношения к другим и к себе. Первый шаг в мире взрослых и сверстников он начинает с того, что оглядывается на нас и судит этот мир по законам, преподанным ему нами.

· Очень важно осознать, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность.

Нам, взрослым, необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с нами, у ребенка не только формируются оценки себя и других, но и зарождается очень важная особенность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Педагогическая авторитарность в неформальном общении с детый порождает у них дефицит самостоятельности, неумение выразить и отстоять свое мнение. Общаясь с ребенком, очень важно отрешиться от позиции, что наше слово – истина, ибо процесс общения требует понимания другого и отождествления себя с другими.

УМЕЙТЕ ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ

 

 

Известно, что дети копируют поведение родителей. Это относится и к способу мышления и к речи. Так же маленькие дети часто не могут проанализировать высказывания родителей и потому воспринимают их как команды к действию, причем часто потом эти команды проявляются не осознанно. Из выше сказанного становится ясно, как важно, чтобы родители хорошо обдумывали свои слова. Теперь разберем несколько фраз подслушанных мной и разберем какой смысл они несут для ребенка.

Первая фраза:" Ты должен делать не то, что хочешь, а то что надо."

Во-первых, представьте себе, что вы никогда не будете делать то, что хочется. Это ужасно, ни один взрослый на такое добровольно не согласится. Вторая ловушка заключается в слове надо. Кому надо? Вырастая такой, ребенок будет выполнять распоряжение тех людей, которые умело манипулируют словом "надо" пряча за ним личные интересы. А пока им манипулируют родители, создавая это крючок.

Вторая фраза:" Не высовывай голову из окна, а то ее поезд оторвет." Эта фраза подслушана в вагоне поезда. Мальчик лежал на второй полке и высунул лоб в окошко.

Что несет в себе эта фраза: 1. Она не отражает реальное положение вещей. Голову, высунутую из окна даже, целиком никак не оторвет. И ребенок начинает или сомневаться в умственных способностях родителей или боятся мистического встречного поезда способного оторвать голову. Так или иначе, но ребенок не получает логически построенных объяснений по поводу этой ситуации. Он так же не догадывается, какие истинные чувства и мотивы руководят взрослыми. Он получает искаженный опыт.

Следующая фраза: "Хватит плакать, а то описаешься." Здесь такое же искажение реальности. Я не знаю не одного случая, чтобы, плача человек описался. Однако если ребенку часто говорить эту фразу, то можно выработать у него такой условный рефлекс.

Хочется спросить, такого ли результата хотят родители?

Часто встречающаяся фраза: "Заткнись! Замолчи!". Лишает ребенка возможности выражать свои чувства и просто что-либо говорить. В этой ситуации лучше спросить ребенка, что он чувствует (не путать с "почему он плачет". Вообще лучше стараться не использовать вопрос почему, а заменить его вопросом зачем).

Еще фраза: "Что ты говоришь двоечник, ты ничего не знаешь, а умничаешь.

" Фраза может снизить самооценку ребенка и у него появится страх выражать свое мнение. В дальнейшем он может начать боятся выступать, проявлять инициативу.

Теперь я хочу сформулировать рекомендации по общению с ребенком.

1. Разговаривайте с ребенком уважительно и на равных.

2. Объясняйте ребенку причины своих просьб, приказов.

3. Говорите не о ребенке, а о себе. Например: "Я устал от шума." Вместо: «Замолчи!" Посмотрите в этой фразе нет слов: ты, твой, твоего, нет приказа.

4. Говорите не о ребенке, а о его поступке. Мне не нравится твой поступок. Ребенок всегда хороший, всегда любим, а вот поступок может быть плохой.

5. Вместо фраз типа "совсем мозгов нет". Говорите "лучше думай или будь внимательней". То есть, говорите то, что хотите в ребенке видеть.

И помните, как вы общаетесь с ребенком, так и он будет общаться с вами, когда вырастет.

6. Известно, что человек лучше всего воспринимает информацию, сказанную в положительно (без частицы НЕ). Говорите ребенку чего делать, а не то чего не делать.

 

 

Мы и наши гиперактивные дети (СДВГ)

Нет простого решения, как обращаться с гиперактивным ребенком дома. В конечном счете, эффективность любого воздействия зависит от знаний и упорства родителей.

 

Необходимы: систематизация, воспитание, поощрение.

 

1.      Позаботьтесь о том, где найти себе помощь и поддержку.

Найдите знающего специалиста, с которым вы можете советоваться (школьный психолог, детский психиатр, социальный работник, педиатр и т.д. – должность значения не имеет, важно, чтобы этот человек обладал обширными знаниями по вопросам СДВГ.

Не бойтесь просить о помощи.

2.      Помните, что дети с СДВГ нуждаются в систематизации.

Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте списки. Таблица или список неоценимо помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо сделать. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.

3.      Определите правила.

Запишите их на видном месте. Ребенок будет немного приободрен, если будет знать, чего от него ожидают.

4.      Повторяйте указания.

Записывайте указания. Проговаривайте их. Детям с СДВГ нужно слышать одно и то же более одного раза.

5.      Поддерживайте постоянный визуальный контакт.

Так вы можете одним взглядом "вернуть" ребенка с СДВГ "к реальности". Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез или успокоить.

6.      Установите границы.

Это не наказание. Границы сдерживают и успокаивают. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные, силовые дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только отвлекают. Держите все под контролем.

7.      Позаботьтесь заранее спланировать режим дня, насколько это возможно.

Повесьте список на холодильник, на дверь в комнату ребенка, на зеркало в ванной. Часто обращайтесь к этому списку. Любые изменения в списке требуют предварительной подготовки. Таким детям трудно принять резкие или неожиданные перемены, это их путает. Помогите детям составить их собственный распорядок дня после школы, чтобы избежать одного из признаков СДВ - откладывания дел на потом.

8.      Уделите особое внимание предварительной подготовке к переменам.

Объявите заранее, что должно произойти, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к моменту измененного действия.

9.      Позволяйте ребенку спасительную отдушину.

Позволяйте ребенку выйти на короткое время из комнаты, если ему это необходимо и поможет прийти в себя. Так он научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.

10.  Позаботьтесь о постоянной обратной связи.

Она помогает сохранить их на правильном пути, позволяет им знать, чего от них ожидают и достигли ли они поставленных целей, а также сильно поощряет и поддерживает. Отмечайте любые положительные поступки, даже самые малые, и говорите ребенку, что вы думаете.

11.  Разбивайте длинные задания на более короткие.

Это один из важнейших методов обучения и воспитания детей с СДВГ. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что "я никогда не смогу это сделать".

Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, вы позволяете ребенку доказать это самому себе.

12.  Расслабляйтесь. Дурачьтесь.

Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и экстравагантными. Вносите новизну. Детям с СДВГ нравится новизна. Они реагируют на нее с энтузиазмом. Это помогает сохранить внимание – как детское, так и ваше. Эти дети полны энергии – они любят играть. А больше всего они ненавидят скуку. "Воздействие" на них включает в себя так много скучных вещей: расписания, списки и правила. Покажите им, что все это не говорит о том, что вы скучный человек. Если вы позволите себе иногда немного "подурачиться", это очень поможет.

13.  Однако остерегайтесь перевозбуждения.

Подобно чайнику на плите, дети с СДВГ могут "перекипеть". Вы должны быть способны вовремя и быстро "притушить огонь". Наилучший способ справиться с беспорядком – это в первую очередь предотвратить его.

14.  Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно.

Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют. Они жаждут похвалы и растут от нее. Без нее они "вянут" и "сохнут". Одним из наиболее разрушительных аспектов СДВГ является не сам дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому "поливайте" этих детей "от души" поощрением и похвалой.

15.  Используйте трюки для улучшения памяти.

У них нередко есть проблемы с т.н. "активной памятью" (Мел Левин), которая представляет собой как бы свободное пространство на столе нашей памяти. Любые маленькие трюки, которые вы можете придумать, - намеки, рифмы, коды и т.п. – могут весьма помочь улучшить память.

16.  Объявите то, что вы собираетесь сказать. Затем скажите это. И потом повторите то, что сказали.

Поскольку для большинства детей с СДВГ наглядный метод лучше звукового, вы можете одновременно записать то, что вы говорите или собираетесь сказать. Такой вид систематизации может весьма помочь и расставит понятия по своим местам.

17.  Упрощайте указания. Упрощайте выбор.

Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок поймет. Используйте колоритную речь. Так же, как и цветное кодирование, колоритная речь помогает сохранить внимание.

18.  Используйте обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя.

Дети с СДВ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя, ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путем. Спросите его, например: "Ты знаешь, что ты только что сделал?" или "Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?" или "Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?" Задавайте вопросы, которые побуждают самосозерцание и самопонимание.

19.  Ясно объясните, чего ожидаете от ребенка.

Ничего не подразумевайте и ничего не предоставляйте случаю.

20.  Дети с СДВГ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы.

Система баллов может быть частью коррекции поведения или системы вознаграждений младших детей. Многие из них – маленькие предприниматели.

21.  Постарайтесь осторожно дать точный и ясный совет в социальном плане.

Многие дети с СДВГ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать.

Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., - к примеру, скажите: "Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала послушать историю кого-то другого".

22.  Пользуйтесь разными игровыми средствами.

Мотивация улучшает СДВГ.

23.  Возложите на ребенка ответственность, когда это возможно.

Давайте детям возможность придумать самим, как помнить о том, что надо сделать, или позволяйте им скорее попросить вашей помощи, чем вы скажете им, что они в ней нуждаются.

24.  Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте.

Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте.

25.  Будьте как дирижер симфонического оркестра. Перед тем, как начать, завладейте вниманием оркестра.

Для этого вы можете использовать тишину или легкое постукивание палочкой. Держите ребенка во времени, указывайте на вещи, которые надо сделать, по мере того, как вам нужна его помощь.

26.  Повторяйте, повторяйте, повторяйте.

При этом не раздражайтесь. Гнев не улучшит их память.

27.  Проводите физзарядку.

Один из лучших способов воздействия на детей с СДВГ – это физзарядка, желательно энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь.


 

Советы родителям будующих первоклассников

 

 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

У вас событие – ваш ребёнок впервые переступит порог школы. Как он будет усваивать знания, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребёнок.

Это естественно, поскольку каждый маленький человек – неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами так все организовать, чтобы ребёнок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.

Как должны вести себя взрослые, чтобы добиться этого? Необходима заинтересованность в успехах, в школьных делах маленького ученика. Он должен чувствовать, что родителям, дедушкам и бабушкам очень важно и интересно знать, что происходило в школе, что нового (по каждому предмету в отдельности) узнал он сегодня. Желательно поддерживать интерес к учёбе, перенося новые знания ребёнка на повседневную жизнь (использовать навык счёта, чтобы посчитать, сколько птиц село на ветку или сколько красных машин стоит у дома, навык чтения – чтобы прочитать вывеску или название новой книжки, купленной мамой).

И, конечно, необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего малыша. Дело в том, что особенно в возрасте 6-10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными, любимыми и хорошими.  Поэтому для пап и мам, бабушек и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.

 

Чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутреннее ощущение перехода в новое качество «ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьёзному шагу ребёнка («Ты теперь ученик, большой мальчик, у тебя новые, серьёзные обязанности»). Конечно, ваш ребенок будет продолжать играть и в куклы, и в машинки, но нужно давать установку на «взросление». А это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определённая самостоятельность. Контроль необходим, но всё же постарайтесь дать возможность вашему первокласснику «подрасти» в своём мироощущении, почувствовать себя старше.

У каждой личности должно быть своё пространство. Если у ребёнка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место.

Пожалуйста, дорогие родители, не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Количество не всегда переходит в качество! Кроме того, длительным написанием палочек и крючков можно надолго отбить охоту к учёбе.

О чём же необходимо помнить родителям?

 

 1. Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не воспитать в нем ненужную неуверенность в себе.

2. Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может. 

3. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.

4. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.

 

5. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям).

6. Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания.

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно есть и т.д.

7. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последние становятся систематическими. Все проблемы с учебой, поведением и здоровьем гораздо проще решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами!

8. Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будет проблем с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

9. Обязательно соблюдайте режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье Вашего ребенка, а значит и его способность лучше и проще усваивать учебный материал! Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а, следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевания, слезливость, грубость, головные боли и т.д.). Особенно это касается тех детей, у которых с рождения присутствует повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы.

10. Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть (особенно это касается 6-леток). Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия (например: левый – правый).

11. Ограничьте время нахождения Вашего ребёнка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что времяпрепровождение перед телевизором и за компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряжённого дня. В отличие от взрослых, оба этих занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребёнка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.

О самостоятельности детей.

Самостоятельность НЕ РОЖДАЕТСЯ САМА ПО СЕБЕ, ОНА ВОСПИТЫВАЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ. Самостоятельность – КАЧЕСТВО СЛОЖНОЕ, ОНО ВЫРАЖАЕТСЯ В СВОБОДЕ ОТ ВНЕШНИХ ВЛИЯНИЙ И ПРИНУЖДЕНИЙ.

Анализ показывает, что самостоятельность у младших школьни­ков имеет относительно ограниченный характер. К примеру, готовя домашние задания, большинство ребят в случае затруднений охотно, без колебаний спешат за помощью к старшим (!). Выполняя обязанности по дому, дети строго следуют полученной установке и не выходят за ее границы.

Миша подметал пол (его попросила учительница), но не стер с доски. На вопрос: «Что же доска осталась грязной?» – мальчик недоуменно ответил: «Мария Александровна об этом мне не говорила».

Причины подобных явлений лежат в психологических и возрастных возможност
ях детей. Психика младших школьников отличается НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬЮ. Они с готовностью берутся за дело, но недостаточное развитие воли ведет к импульсивности, склонности действовать под влиянием случайных побуждений. Поэтому дети не всегда могут выполнить задуманное, им недостает настойчивости, упорства в преодолении трудностей. Среди малышей редко кто не хочет иметь поручение, но, получив его, многие быстро утрачивают к нему интерес.

МНОГИЕ ВЗРОСЛЫЕ ЧАСТО НЕ ОСОЗНАЮТ ВАЖНОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

Например, на вопросы: «Замечаете ли вы у своих детей самостоятельность?», «Учите ли вы их этому?» – родители учащихся младших классов отвечают:

«Нет, особенно не замечаю»,

«Не хотят они никакой самостоятельности»,

«Какая тут самостоятельность – малы еще».

На второй вопрос большинство давали положительный ответ, но тут же добавляли, что делают это они от случая к случаю, не систематически: «Некогда этим заниматься». ОДНОВРЕМЕННО С ЭТИМ ВЗРОСЛЫЕ ЧАСТО СЕТУЮТ, ЧТО ШКОЛЬНИКИ НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫ: «Все их приходится за руку водить», «Все им надо «разжевывать».

Рассмотрим этапы развития самостоятельности:

Первый этап. Дети действуют по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).

Второй этап. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).

Третий этап. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).

Проанализируем пример заблуждений родителей по поводу предъявления требований к самостоятельности детей.

Мама жалуется учителю на свою дочь: «Надя привыкла к тому, что бабушка за нее все выполняла, а теперь дочь требует от меня такого же «сервиса». Но я работаю, не могу за ней ухаживать. И не хочу, потому что она должна чему-то учиться. Придется ведь ей жить и одной: не всегда будут мама и бабушка». «А чего именно она не умеет?» «Да ничего. Веник в руках держать не может. К розетке не подойдет. Даже спичку зажечь боится. Вы не представляете, сколько сил затратили, чтобы научить ее зажигать спички! Но все равно, обед сама не разогревает, ждет меня до вечера!»

УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ ЗАБЫВАЮТ, что их навыки по самообслуживанию СКЛАДЫВАЛИСЬ В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ЛЕТ ИЗ МЕЛЬЧАЙШИХ ОПЕРАЦИЙ.

Мамы и папы этим привычкам не придают значения и думают, что эти навыки – пустяк и ими может овладеть ребенок прямо с пеленок. Потому они часто повторяют, обращаясь к ребенку: «Ну, неужели такая мелочь тебе не под силу? Неужели эту чепуху ты не в состоянии был сделать?» А ребенок действительно не в состоянии был справиться с этим «пустяком»: что-то ему мешало, что-то отпугивало. В чем-то он не был уверен, чего-то боялся.

ИТАК, в выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение родителей, многократные повторения, поощрения, радость вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться. И ни в коем случае – никакого крика, раздражения, упреков. КОГДА ВЫ СРЫВАЕТЕСЬ НА КРИК, ВЫ УНИЧТОЖАЕТЕ ВСЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО ВОСПИТАНИЯ, рождаются основания для вражды. Представьте себе, что вы делаете какую-то работу впервые или недавно, а «над душой» кто-то стоит и все время понукает, раздражается и кричит. Как вы себя будете чувствовать?

Любой ребенок стремится к некоторому максимализму. А родители, как правило, ставят его в положение мальчика на побегушках: «ПРИНЕСИ», «ПОДАЙ», «ВЫЛЕЙ», «ОПОЛОСНИ», «ЗАКРОЙ», «СБЕГАЙ». В таких условиях трудно стать самостоятельным. В какое-то время и как можно раньше надо переходить к передаче ребенку целостных функций: убрать всю комнату, приготовить завтрак, подготовить к выходу в детский сад брата.

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?

v Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: «Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться, и ты окажешься без машинки. Решай сам».

 

v У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ребёнком, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе – если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку – он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.

 

v Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: «Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи». Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.

v Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего, это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами: это настольные (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды) и подвижные игры. Игра – это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.

 

v Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно «стоять над ним» и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.

Итак, больше доверия, больше самостоятельности и поощрения – таковы несложные правила развития самостоятельности ребенка в домашних делах. Ребенок должен чувствовать, что все не «понарошку», что его работа действительно кому-то нужна, приносит пользу. Тогда, выполняя работу

многократно, он овладеет устойчивыми навыками этой деятельности и будет хотеть заниматься ею самостоятельно.

 

 

 

Трудовое воспитание в дошкольном возрасте.

Дошкольник (Ребенок от 3 до 7 лет) - Нравственное воспитание

Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.


К. Д. Ушинский

Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда — в его воспитательном влиянии на личность ребенка.

Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте — игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру.

Разумно организованный труд укрепляет физические силы. здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот он ухаживает за растениями — здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву.

Намечая известную последовательность действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности.

В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки — умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

По содержанию детский труд можно разделить на несколько видов:

·        хозяйственно-бытовой труд: самообслуживание, уход за помещением и вещами, помощь взрослым в приготовлении пищи;

·        труд «в природе»: выращивание комнатных растений, посевы и посадки в цветнике, на огороде, в саду, уход за домашними животными;

·        ручной труд (с элементами конструирования): изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву.

Ребенок растет, и по мере его роста труд может усложняться; может становиться более широким круг задач, которые решаются трудовым воспитанием.

Для детей до четырех лет характерен элементарный хозяйственно-бытовой труд — самообслуживание, связанное главным образом с удовлетворением своих личных потребностей.

В среднем и старшем дошкольном возрасте расширяются физические возможности детей, увеличивается сила и ловкость движений, возрастает осознание общественной значимости труда. Основное место отводится уже хозяйственно-бытовому труду всей семьи (а в детском саду — для коллектива группы), труду в природе, вводится ручной труд.

Воспитывать у детей умение и желание трудиться можно, соблюдая некоторые важные педагогические требования.

Пусть родители глубоко осознают, что их добросовестное отношение к своим собственным трудовым обязанностям, уважение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, постоянное воздействие примера взрослых — это для ребенка важный побудительный стимул. Видя, как работают старшие, он с радостью примет участие в уборке помещения, в стирке, приготовлении пищи, в различных работах в саду, на огороде.

Необходимо создать условия для детского труда. В режиме дня отведите для трудовых занятий специальное время. Позаботьтесь о том, чтобы у детей было оборудование, соответствующее их силам и возможностям (лопатки, грабли, лейки и другое оборудование — для труда в природе; молотки, клещи, ножницы —для ручного труда).

Не забудьте о надлежащих гигиенических условиях: помещение хорошенько проветрите, посмотрите, правильно ли освещено рабочее место ребенка, удобно ли ему.

Только тогда дети полюбят труд, если сопутствует ему оптимистическое настроение, если радует, как сам процесс труда, так и его результаты. Это в значительной степени зависит от умения родителей вовремя поощрить ребенка, помочь в том случае, если он испытывает затруднения, предложить еще раз попытаться сделать, если ясно, что ребенок не приложил необходимых усилий.

В детском саду дети трудятся вместе. Постарайтесь и дома создать условия для совместной работы нескольких детей. В общем труде крепнут дружеские связи между детьми, возникает желание помогать друг другу; легче предупредить развитие таких отрицательных качеств, как хвастовство, лень,

эгоизм.

В труде складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно необходимые навыки и умения (что очень важно для подготовки ребенка к школе!).

Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте. Дети в состоянии уже сами организовать свои трудовые занятия, помочь младшим.

 

Дети испытывают особое удовольствие, когда их, как равных, привлекают к труду. «Мы с мамой пирожки делали. Мама кружочки делала, а я начинку накладывала», — говорит шестилетняя девочка. «Мы с папой дверь чинили, я гвоздики подавал папе, а он прибивал где надо», — с гордостью сообщает пятилетний мальчик.

Радует ребят доверие старших, они гордятся, когда им поручают дома настоящие дела, выполнение которых составляет известный вклад ребенка в многочисленные повседневные дела семьи. Когда малыша включают в эти повседневные дела, это меняет его положение среди взрослых — у него есть свои дела и обязанности, за них он отвечает. Детей радует поощрение взрослых; справедливая, доброжелательная оценка создает у них чувство уверенности, желание заслужить еще более высокую оценку.

Раннее включение детей в семье в посильную работу делает жизнь ребенка более полной, интересной. Ребенок приобретает много ценных качеств, становится самостоятельным, в меньшей степени зависит от взрослых, усваивает полезные практические навыки, учится ценить время, по-новому оценивает и труд окружающих его взрослых, приучается видеть свое участие в этом труде.

Но взрослым следует иметь в виду, что повседневность придает детскому труду будничный характер. Одно дело выполнить поручение в первый раз: впервые попросили ребенка шести лет купить хлеб— поручение выполнено с готовностью, ребенок вырос в собственных глазах. Но когда эту обязанность надо выполнять каждый день, радость постепенно угасает, желание ежедневно ходить за хлебом может пропасть. Придется находить дополнительные стимулы, чтобы та или иная обязанность не стала обременительной для ребенка. Иногда мать, накрывая стол к обеду, скажет: «Какой аппетитный, мягкий хлеб купил сегодня Алеша». В другой раз даст более сложное задание: купить не только хлеб, но и калорийные булочки, которые так любит папа. А за вечерним чаем отец выразит удовольствие при виде этих булочек и еще больше обрадуется, узнав, что это сын ходил в булочную.

Любят дети подготовку к праздникам. Вы начинаете праздничную уборку квартиры — продумайте возможное участие в ней и ребенка. Дети 3—4 лет могут протереть влажной тряпочкой свои кубики, полочку для игрушек, аккуратно расставить на ней свои игрушки, помочь маме протереть листья растений, помыть поддонники. Более старшим детям можно доверить более сложные дела: навести порядок в буфете, аккуратно разложить белье на полки шкафа, при этом последить, чтобы постельное белье не было перемешано с одеждой...

Если вы собрались стирать— детям тоже найдется дело. Надо ведь, чтобы и у кукол был праздник, чтобы их одежда и постель были чистыми. В маленьком тазике все это можно постирать, прополоскать, что-то подсинить, что-то накрахмалить, а потом вместе с мамой развесить посушить. А когда все высохнет, кое-что дети сами смогут и погладить.

Очень важно, чтобы в этих предпраздничных хлопотах у каждого было дело: и у папы, и у старшего брата. У них свои обязанности. Надо починить неисправные игрушки, привести в порядок одежду, что-то отнести в химчистку. Кое-что надо вынести во двор и проветрить.

При выполнении всех этих дел важно всем членам семьи быть примером. Не стоит жаловаться на усталость, говорить о нежелании что-то делать. Пусть ребенок видит активность каждого, их сноровку, умение все делать с готовностью.

Такие традиции семьи, при которых ребенок рано становится участником общего труда, дают значительно более высокие воспитательные результаты, чем иные, когда ребенок, проснувшись утром, видит преобразившуюся квартиру — был беспорядок, и вот, как по волшебству, все преобразилось, всюду чистота. Такой «сюрприз», конечно, доставит удовольствие ребенку. Но так как он не был участником общего труда, оценить вложенный труд он не может, да и вообще ценить его долго не научится.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут проявлять заботу о другом, и в этом их надо поощрять. Пусть эти заботы будут еще очень просты, но то, что они направлены на пользу другого, а не на себя, имеет важнейшее значение для развития личности ребенка.

Некоторые дети 6—7 лет в семье выполняют многие дела по хозяйству, по-настоящему помогают взрослым. Но есть семьи, в которых ребенку не находят дела, и он лишь помогает маме убирать свои же игрушки.

Трудовое участие детей в бытовых делах особенно велико в тех семьях, где несколько детей, где у старшего дошкольника есть младший брат или сестра. Круг повседневных дел ребенка в такой семье разнообразен, он видит, что по-настоящему может помочь маме, ухаживая за маленьким.

Вот как об этом рассказывают сами дети: «Я одеваю сестренку, гуляю с ней»; «Мою братишке лицо и руки»; «Мы с младшим братом вместе играем, рисуем, смотрим картинки, я все ему рассказываю»; «Я хожу с Лялей гулять»; «Мы с сестренкой играем, я вожу ее в коляске, пою ей песни, рассказываю сказки»; «Слежу за братиком, даю водички попить, помогаю маме купать его, когда папа на работе».

Заметим, что в этом случае ребенку легче почувствовать себя большим, покровительство по отношению к младшим возвышает его в собственных глазах.

Круг дел, которые взрослые поручают дошкольникам по уходу за маленькими, постепенно становится привычным. Но следует помнить, что детям хочется поиграть со своими сверстниками, у них есть свои интересы, свои интеллектуальные потребности, которые должны удовлетворяться в процессе общения со старшими и сверстниками, в совместных играх, наблюдениях, занятиях. Как только эти детские потребности начинают ущемляться, забота о маленьких становится для дошкольников обременительной обязанностью и иногда приводит к изменению отношения старших дошкольников к их младшим сестрам и братьям.

Детские заботы о других людях, в чем бы они ни выражались, свидетельствуют уже о глубоком понимании необходимости помощи, необходимости приспосабливать свое поведение к условиям жизни семьи, находить свое место в общих делах семьи. «Я забочусь о папе, он у нас больной. Мы с Людочкой стараемся не шуметь, не бегать по квартире, чтобы папа скорее выздоровел», — говорит мальчик. «Помогаю маме приносить тяжелые вещи», — говорит Женя (6 л. 2 мес). А вот извечная помощь маленького человека старшему: «Помогаю бабушке вдевать нитку в иголку».

Заботятся дети о животных, о растениях: «Кормлю кролика», «Вожу гулять свою собаку», «Цветы поливаю», «Хомячков кормлю».

Но иногда забота ребят 6—7 лет не выходит за рамки их игровых интересов: «Кладу куклу спать, кормлю ее»; «С мишкой играю, кормлю его, сплю с ним». Здесь родителям, наверное, следует найти ребенку какие-то реальные дела, которые были бы направлены на действенную помощь старшим.


Как научить малыша трудиться.

Взаимоотношения родителей с детьми

 

Познакомьте ребенка с правилами:

- все, что можешь, делай сам;

- не забывай убирать за собой;

- уважай труд других людей;

- прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;

- делай все аккуратно, не торопясь;

- не отвлекайся, когда трудишься;

- правильно пользуйся орудиями труда;

- не оставляй работу незаконченной;

- если трудишься не один, работай дружно;

- если окончил дело раньше, помоги другим.

 

Ребенок полюбит труд, если:

- приобщать его к труду как можно раньше;

- трудиться вместе с ним;

- дать ему постоянное поручение;

- прививать навыки культуры труда;

- поручать работу с достаточной нагрузкой;

- показывать общественную значимость труда

- его важность и необходимость для других.

Нельзя:

- наказывать трудом;

- торопить ребенка в ходе трудовой деятельности;

- давать непосильные поручения;

- допускать отступления от принятых требований;

- забывать благодарить за помощь. Прежде, чем ребенок начинает трудиться:

- сообщите цель поручения, объясните его необходимость;

- помогите приготовить орудия труда;

- напомните или, если это необходимо, покажите трудовые действия.

В процессе работы, если необходимо, помогите ребенку, но помните: все что ребенок может сделать, он должен делать сам.

После выполнения поручения поблагодарите ребенка, оцените его труд; помните, что главный критерий оценки — трудовая активность, усилия ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

Приучайте ребенка к труду!


Дошкольник (Ребенок от 3 до 7 лет) - Нравственное воспитание труд.

   

 

ЧТО ЗНАЧИТ подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными словами, без этого нет счастья.

Только в труде, систематическом и упорном, формируется личность, выковываются ее лучшие качества.

Работая вместе с другими детьми, помогая им и получая их помощь, ребенок становится более отзывчивым, чутким. Ежедневное решение той или иной практической задачи развивает умственные способности, любознательность, настойчивость.

Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь о нем, заботьтесь о том, чтобы он был трудолюбив!

Ошибаются родители, которые думают, что пора трудового воспитания наступает, когда ребенок достигает школьного возраста или становится еще старше. Вспомните: ваш сын или дочь трудились даже тогда, когда еще не умели вставать на ножки. С каким упорством тянулись они к заинтересовавшей их игрушке, как старательно сжимали свой еще слабый кулачок, пытаясь взять, удержать ее!

Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело направлять.

Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты.

 

У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще мало доступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым. С азартом взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим.

Дети не виноваты в этом непостоянстве. Не надо забывать, что организм ребенка дошкольного возраста еще только развивается, формируется. Способность концентрировать внимание пока еще очень невелика. Слабость мускулатуры, несовершенство координации движении, незрелость нервной системы порождают быстрое утомление.

Дошкольника, и особенно младшего, обычно не интересует конечный результат труда — его больше увлекает сам процесс. И если этот процесс оказывается для него слишком утомительным, то пропадает и желание трудиться.

Отсюда следует, что задания, которые вы даете ребенку, должны быть прежде всего посильными, и, конечно, приходится думать не столько об их практической пользе, сколько о педагогической значимости.

 

Какой, например, прок семье от того, что девочка выстирает кукольные платья? Конечно, никакого. Наоборот, маме придется самой потратить время, чтобы дать ей тазик с водой, мыло, приспособить место для сушки.

Но воспитательная ценность подобной «стирки» несомненна. И особенно, если вы проследите, чтобы малышка хорошенько отстирала платье, прополоскала, отжала, повесила, а потом еще вылила воду, вытерла тазик. Только тщательная, «добротная» работа заставляет ребенка напрягать усилия, только при таком условии тренируются мышцы, развивается ловкость, формируется воля.

Считаясь с возрастной неустойчивостью интересов, надо в то же время не допускать неисполнительности, следить за тем, чтобы начатое дело всегда было доведено до конца.

Как? Конечно, не порицаниями и нотациями. В одних случаях, может быть, стоит привнести в работу какой-то новый, более интересный для ребенка элемент, дать новые «орудия труда»; иногда полезно, чтобы взрослый помог малышу, увлекая его своим примером. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя, стимулировать инициативу ребенка, а не подавлять ее.

Мы наблюдали однажды такую сценку. Четырехлетний мальчик забрался на диван с полученной в подарок мозаикой. Мать тут же уселась рядом и, не дав сыну подумать над узором, подбором цветов, стала все делать сама. Ребенку оставалось только смотреть. Смотрел он охотно — ив этот раз и потом, но сам складывать узоры не научился и, взяв в руки мозаику, сразу же обращался за помощью.

Надо постепенно воспитывать у ребенка сознательное отношение ко всему, что он делает. А для этого цель труда должна быть ему понятной, близкодо-стижимой. Протерли, допустим, листики комнатных растений — полюбовались, какие они стали свежие, красивые; подклеили порванную книжку — сели рассматривать в ней картинки.

Детям шести-семи лет может быть понятна и более отдаленная цель: чтобы к концу лета получить урожай, надо с весны поливать грядки.

Дошкольникам доступен легкий хозяйственно-бытовой труд. Участие в нем имеет огромное воспитательное значение. Именно с помощью такого труда устанавливаются у ребенка взаимоотношения с окружающими его людьми. Он осознает свои обязанности по отношению к ним, учится сотрудничеству и взаимопомощи, узнает цену забот о себе и приобретает умение практически заботиться о своих близких.

Полезно приучать малыша ухаживать за растениями и животными. Это приближает к природе, способствует умственному развитию. Дети учатся наблюдать изменения в развитии окружающего их живого мира, начинают лучше понимать его.

Старайтесь, чтобы ребенок пытался что-либо смастерить сам. Это легко сделать, привлекая малыша к изготовлению, допустим, игрушек. В такой работе дети познают свойства различных материалов, учатся элементарному планированию.

Во многих современных семьях бытует тенденция недооценивать воспитательное значение физического труда. А ведь если он выполняется не механически, то обязательно требует не только мышечных усилий, но и осмысливания. В таком труде всегда есть место для собственной инициативы ребенка — поисков рациональных способов работы, проявления любознательности и смекалки.

На эту особенность физического труда указывала Н. К. Крупская. Она говорила, что надо по возможности приучать детей даже в самом простом деле работать не только руками, но и головой, подумать, сообразить, как сделать быстрее, лучше и притом с меньшей затратой сил.

 

Но, конечно, дошкольнику необходим и труд интеллектуальный. Это занятия с картинками, настольными дидактическими играми, рисование, лепка, развитие речи.

Овладение новыми представлениями и понятиями связано с напряжением нервной системы ребенка. Умственный труд вызывает большее утомление и требует более продолжительного отдыха, чем физический. Правильное сочетание того и другого содействует успеху в каждом из них.

Итак, что же может и должен делать ваш ребенок?

Для малыша важнейшее средство трудового воспитания — игра. Вынуть кубики из коробки, построить «поезд», «дом», «ворота», а потом разобрать кубики и снова уложить их в коробку, разобрать и собрать матрешку, башенку— это уже работа. К «ей способен ребенок второго года жизни.

Дети двух-трех лет вполне в состоянии выполнить простейшие поручения — убрать свои игрушки, что-то поднять, принести — например, подать маме книгу, папе — очки, бабушке—домашние туфли.

Как показывают наблюдения, ребенка до трех лет в семье обычно еще полностью обслуживают: одевают, кормят с ложечки. А ведь именно, в начале третьего года у детей бурно проявляется стремление к самостоятельности. Если его не поддержать, оно может утратиться, и тогда даже в четыре, пять, а то и шесть лет ребенок пассивно будет ждать, пока его оденут, умоют, покормят.

Одевая малыша, разговаривайте с ним, привлекайте его внимание к своим действиям, показывайте отдельные приемы, давайте простые задания: натяни чулочек, поправь фартучек, подай кофточку, возьми платочек.

Чтобы закреплять навыки самообслуживания, удобно использовать игрушку— например, куклу одеть, раздеть, покормить, уложить спать.

Очень важно уметь вовремя прийти ребенку на помощь, терпеливо напоминать, что и как надо делать его, замечая даже самые малекие достижения.

В четыре-пять лет ребенок уже может сам зашнуровать ботинки, завязать шнурки, застегнуть пуговицы.

Привлекайте его и к работе по дому — пусть в меру своих сил учится поддерживать порядок в квартире, ставить на место сдвинутые стулья, вытирать пыль.

Собираясь лепить, рисовать, наклеивать на бумагу аппликации, ребенок должен сам принести, а потом и убрать все, что нужно было для этого занятия.

На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями, совком.

К пяти годам появляется способность к волевым усилиям и относительно сложным действиям. У ребенка этого возраста надо закреплять умение не только самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи; он должен учиться убирать свою постель — поправлять простыню, покрывать постель одеялом, класть сверху подушку.

Шестилетний ребенок в состоянии, если он к этому приучен, замечать беспорядок в комнате, в своей одежде и устранять его сам или с помощью взрослого. Он уже отличает труд от игры. На самых простых, доступных примерах раскрывайте ему общественную значимость труда, прививайте желание сделать что-нибудь не только для себя, но и для товарищей, для младшего братишки или сестренки, родителей.

Ко дню рождения мамы пусть вместе с папой смастерит какую-нибудь коробочку, подушечку для булавок, а к папиному дню рождения вместе с мамой — закладку для книг или еще что-нибудь. Из картона, фанеры, шишек он может с вашей помощью создавать простые игрушки.

Не только девочки, но обязательно и мальчики должны уже помогать маме или бабушке на кухне: допустим, почистить овощи, сваренные для винегрета, нарезать их. Конечно же, перед этим надо помыть руки, надеть фартук.

На седьмом году возможности ребенка заметно увеличиваются, повышаются общая устойчивость организма и выносливость нервной системы. Движения его становятся более координированными и точными, развиваются тонкие движения кисти и пальцев рук.

Навыки самообслуживания следует расширить. Теперь ребенок может постирать не только кукольные вещи, но и свои носочки, платочек, ленточки, подмести пол, протереть влажной тряпкой подоконники. Если дома есть какая-нибудь птица, зверек, — не только дать им корм, но и почистить клетку.

Следует научить дошкольника пользоваться ножницами, нетяжелым молотком, пилой-ножовкой, клещами. Он должен уметь сам втянуть нитку в иголку, пришить пуговицу, вешалку. Не забывайте, что впереди школа, где он многое обязан будет делать сам!

Дети склонны к подражанию, они питают безграничное доверие к взрослым. Будьте же для своего ребенка примером трудолюбия, подчеркивайте не утомительность труда, а его радость, необходимость, красоту.


 
 

 

Дата последнего обновления страницы 15.05.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»