Воспитатель первой категории Мосягина В.Н

Г Б Д О У

Д е т с к и й  с а д №64

В ы б о р г с к о г о  р а й о н а

 г.С а н к т-П е т е р б у р г а.

Воспитатель высшей квалификационной категории

 категории Мосягина В.Н

 

 

31.05.2016г

 

ЗАЧЕМ ДЕТЯМ НУЖНЫ СКАЗКИ???

Вдумчивые педагоги и психологи постоянно задают себе вопрос: «Как вырастить и воспитать счастливого, успешного, здорового физически и нравственно ребёнка?» Поиск ответа на этот вопрос зачастую приводит нас к анализу различных теорий воспитания и обучения, чтобы учесть все плюсы и минусы того или иного метода. При этом мы забываем, что мудрое человечество ищет ответы на подобные вопросы тысячелетиями, не только ищет, но и находит.

Находит и передаёт из поколения в поколение через сказку, легенду, притчу.

Задумаемся, почему в культуре воспитания принято рассказывать истории. Почему эта традиция оказывается на редкость устойчивой. Ей не помеха ни социальные катаклизмы, ни появление «революционных мыслей» в образовании. Более того, с появлением театра, кинематографа, мультипликации и телевидения способы рассказывания сказок приобретают новые возможности, совершенствуются.

Что же питает эту традицию?

Дело в том, что рассказывание сказок НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЖИЗНИ РЕБЁНКА, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире, для его последующей духовной самореализации. Оказывается, в образном и сюжетном ряду сказок (старых и новых, народных и авторских, кинематографических, театральных и мультипликационных) ЗАШИФРОВАНЫ важнейшие общечеловеческие знания.

 Причём знания эти охватывают все жизненные сферы человека:

-     область отношений между людьми;

-    инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов;

-   сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним;

-    рекомендации по противостоянию стрессу;

-    типологии людей и способы влияния на них;

-   духовное развитие человека;

-     мужская и женская психология.

Удивительно, но СКАЗКЕ НЕ ВАЖЕН ВОЗРАСТ! С одной стороны, для каждого возраста -  своя сказка, притча, миф. С другой стороны, сказки не так просты, как нам, порой, кажется. Они подобны «слоёному пирогу» – слоёному пирогу смыслов. Самый верхний слой – он самый понятный, но не единственный. На каждом конкретном этапе своего развития ребёнок, подросток или взрослый усваивает, анализирует разные её слои. Важно помнить принцип – «чем короче история, тем больше в ней скрытого смысла». При этом образный, символический язык сказки обращён напрямую к подсознанию, минуя сознательные барьеры. Сказка за сказкой в подсознании создаётся символический БАНК ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ, БАНК ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ. Вот так! А мы живём, читаем сказки и не подозреваем, какую важную работу они делают для нас и наших детей. И чем больше сказок впитает подсознание ребёнка, тем успешнее он будет во взрослой жизни. Но для этого часть информации необходимо помочь ребёнку расшифровать.

Традиционно в русской культуре ребёнок начинает знакомство со сказками со сказок народных, незатейливых и напевных, сказок с часто повторяющимся рефреном, сказок отнюдь не простых, ибо в них сокрыты глубинные знания об очень важных для человека вещах. Эти сказки повествуют о том, что окружающий нас мир – живой. В любой момент всё может заговорить с нами, оказать помощь или преградить собой путь. Ожившие объекты окружающего мира могут действовать самостоятельно, иметь свои чувства, мысли, желания. В мире всегда есть место помощи и коварству, принятию и зависти, правде и лжи. В этом мире есть зло и неизменно присутствует добро, которое в конечном итоге и побеждает. Сказки «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят» можно рассматривать как сказки-предупреждения о ловушках социальной реальности. Тогда на примере героев, попавших в затруднительное положение из-за своей глупости, беспечности, неграмотности, сказка показывает ребёнку последствия незрелых легкомысленных поступков. Однако не стоит думать, что сказки нагоняют на ребёнка страхи, повышают уровень его тревожности. Сказкотерапевты считают, что, во-первых, определённый уровень тревоги необходим; во-вторых, сказки таким образом формируют нормальный социальный тонус ребёнка, обязательный для самореализации; в-третьих, они дают ребёнку чёткие модели эффективного и неэффективного поведения. Таким образом, обсуждение сказок, поиск жизненных уроков становится профилактикой, психологическим закаливанием от многих проблем, с которыми встретится ребёнок, когда станет старше.

Итак, нам важно понимать, что сказка – это не способ организовать досуг ребёнка, сказка - это приглашение к общению. Не простому, а особому, таинственному. И первое его условие – интерес рассказчика к тому, что он собирается поведать. Рассказывание сказки – это приобщение к тайне. Поэтому, прежде чем читать (а маленькому ребёнку лучше рассказывать) сказку, взрослому нужно понимать многослойность смыслов сказки.

 Сказка – это приглашение к тонкому диалогу о Жизни. И взрослому необходимо быть к нему готовым.

«Получается, - скажет кто-то, - что к каждой сказке нужно ещё прилагать инструкцию, где было бы написано, о чём эта сказка и как правильно её читать?» В наше время можно уже найти нечто подобное. Однако полную ясность относительно всех смыслов сказки мы всё равно не внесём. Сказка всегда сохраняет частицу тайны. Размышление над сказками – это живой творческий процесс. Взрослый учится этому сам, помогает детям, а по мере их взросления организует совместный с детьми поиск и «расшифровку» жизненных уроков и смыслов всё новых сказок, притч, мифов.

Источники:

1. http://d11171.edu35.ru/sovet/storeis.

2.Т.М. Грабенко Зачем читать детям сказки?

О «Курочке Рябе» и «Рождестве Зверей». – СПб., Речь, 2006 г.

3.Т.М. Грабенко Зачем читать детям сказки?

«Колобок» и «Ружьё и Сердце». – СПб., Речь, 2006 г.

4.Т.М. Грабенко Зачем читать детям сказки?

«Мужик, медведь и лиса». «Противоречка». – СПб., Речь, 2006 г.

 

 

 

Из своего опыта,  хочу поделиться конспектом , возможно итогового мероприятия по теме: « Любимые Сказки»,  презентация прилагается.

 

 

Конспект  во второй младшей группе на тему:

«В гостях у сказки».

 

 

Задачи:

1. Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы.

2. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия.

3. Активизировать речевые высказывания.

4. Упражнять в правильном употреблении падежных форм существительных

5. Развивать произносительные навыки, интонационную выразительность речи, ритмичность движений.

6. Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам.

Оборудование: Презентация « В гостях у сказки», аудио СD (русская народная музыка), д/ и « Репка», д/и « Колобок», атрибуты сказки « Репка», кукла БИ-БА-БО (Лиса), листы белого картона, вырезанные силуэты колобка, дом (квадрат), окошко (квадрат), крыша (треугольник), силуэт колобка, передники, клей, салфетки, кисточки, все по количеству детей.

Ход занятия:

- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)

- Сказки живут в волшебной стране – за лесами, за полями, за высокими горами. Живут и очень волнуются, они думаю, что вы их забыли. А вы считаете, что сможете их узнать? (Ответы детей)

- Давайте попробуем! Едем в гости к сказкам. Садимся в веселый поезд.

- Набирает поезд ход,

-Машинист глядит вперед.

-Держимся мы друг за друга

-И никто не отстает.

Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз.

Поезд останавливается на сказке

-Вот мы с вами приехали в сказку. 

- Посмотрите, что это? Показ слайда  (Ответ детей)

- Правильно, мы попали в сказку «Репка».

- Скажите, каких героев в этой сказке вы знаете?…( Дети перечисляют).

Что же случилось с героями сказки, они дружно встали друг за другом, взялись за репку, повторяют слова: « Тянем - потянем…» и вытаскивают репку.

Подойдите к столу: Д/и « Репка».

 Надо героев  правильно расставить.

Дети расставляют героев сказки по порядку.

- Посмотрите, что это за вещи???  Каких героев (в корзине лежат атрибуты сказки : шапка, платок, бантик, маски-шапочки, изготовленные родителями, собаки, кошки и мышки).

-Одевайте и давайте поиграем, сами вытащим репку, обязательно повторяем волшебные слова: (Ответы детей) Правильно:  «Тянем - потянем…». Молодцы! Возвращаемся  к поезду.

- Проверим колеса. (Стучат кулачками по коленочкам)

- Садимся в поезд и едем дальше.

Напеваем песенку «чух-чух-чух-чух, ту-ту-тут». 

 Поезд останавливается на сказке «Колобок». Показ слайда.

Д/и « Колобок»

-Возьмите по одной картинке и давайте по порядку на фланелеграфе выложим сказку:

- Жили - были….( ставим по очереди  картинки)

- Кто испек Колобка? (Колобка испекла Бабушка)

- Не лежалось на окошке

-Покатился по дорожке…

- Кто покатился по дорожке? (Колобок)

- Кого встретил Колобок в лесу? (Зайца, волка, медведя, лису)

- От кого ушёл Колобок? (От зайца, от волка, от медведя)

- Кто съел Колобка? (Съела Колобка лиса)

Стук в дверь.

- Кто там, давайте посмотрим.  Вносим куклу Лисы

Лиса: Здравствуйте детки, гости дорогие!

-Прибежала к вам из леса (Плачет) В сказках, я всегда плохая, меня считают хитрой и вредной, но я не такая, мне так жалко колобка, так жалко бабушку и дедушку , что я решила отнести колобка назад домой и посадить его на окошко…

Воспитатель: А ты не обманываешь нас…

Лиса: Нет, нет, поверьте мне…

Воспитатель: Ну, что ребятки поверим (Ответы детей) давайте мы с вами придумаем другой конец этой сказке, поможем лисе,  как - будто бы она вернула колобка дедушке и бабушке.

-Приглашаем лиса посидеть снами и посмотреть , как ребята справятся…

 Проходите к столам, садитесь пожалуйста.

Аппликация: «Колобок на окошке».

Воспитатель: Ну что лиса, тебе понравилось, как мы все отнесли колобка дедушке и бабушке.

Лиса: Да! Спасибо. Что-то засиделась я у вас в гостях. Пора домой, в лес. Думаю, что и меня ребята тоже будут любить и приглашать в гости. До свидания!!!

Дети: До свидания!

Какие мы молодцы! Мы и репку вытянули помогли героям, и колобка вернули вместе с лисой( и лисе помогли ), бабушка с дедушкой не будут расстраиваться.

Рефлексия:

Ребята вам понравилось наше занятие, тогда возьмите рожицу (Веселую или грустную) и положите в вазочку.

 Подводим  результаты , обсуждаем, что не понравилось (если есть).

Спасибо, до новых встреч!

 Презентация

Уважаемые педагоги, буду рада, если это занятие поможет Вам в вашей интересной работе!!!!

 

 

 

 

 

01.2015г 

Готов ли ваш ребёнок к школе?

Рекомендации родителям.

 

 

Как быстро пролетели три года! и уже следующей осенью наши ребята станут школьниками.  Родители порой сбиваются с ног  ищут  хорошую школу, готовят  детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

 

1.   Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.

Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.

Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.

Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

 

2.   Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

 

3.   Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).

Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка!

И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

 

4.   Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.

В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут... », «Двойки будут ставить. .. », «В классе засмеют. .. » В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

 

5.   Не старайтесь быть для ребенка учителем.

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.

Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

 

6.   Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит ценность игры, а не выигрыша.

 

7.   Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

 

8.   Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту. 

 

9.   Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.

Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

 

10.  Научите ребенка самостоятельно принимать решения

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

 

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.

Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.

Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?

Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.

Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.

Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

 

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.

Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое.

Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.

Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.

Учите ребенка чувствовать.

Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

Успехов Вам и вашим детям!

 

Список используемой литературы:

*  А.И. Луньков. “Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома”. М, 1995.
*  И. Будницкая “Ребёнок идет в школу/Библиотека для родителей”
*  Л. Островская. "Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников". М, 1990.
*  “Психологическая газета”, №09(24) 1997 г. “Психодиагностика в защиту прав ребёнка”.
*  "Мир детства. Дошкольник". М. 1987.

 

Дата последнего обновления страницы 24.05.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»