Воспитатель высшей квалификационной категории Хахаева Л.И.

Г Б Д О У

Д е т с к и й  с а д №64

В ы б о р г с к о г о  р а й о н а

 г.С а н к т-П е т е р б у р г а.

Воспитатель высшей квалификационной категории Хахаева Л.И.

 

 

16.12.2016г

 

Модельное обучение  речевых  навыков

старших дошкольников.

 

Одно  из  направлений  всестороннего  развития  ребенка дошкольника - это  формирование  речевых  навыков.  Полноценное  развитие  всех  сторон  мыслительной  деятельности  невозможно  без  участия  речи.

Для  того,  чтобы  речь  служила  средством  общения,  необходимы  условия,  побуждающие  ребенка  осознанно  обращаться  к  слову,  формирующие  потребность  быть  понятным  сначала  взрослым,  а  потом  и  сверстниками.  Такие  условия  возникают  прежде  всего  в  процессе  самого  общения  и  деятельности,  организуемой  взрослыми  совместно  с  ребенком.  Роль  в  формировании  и  развитии  ребенка  не  должна  сводиться  к  словесным  указаниям;  взрослые  должны  руководить.  Поощрять,  организовывать  занятия,  игры,  посильный  труд  детей.

Большинство  детей  дошкольного  возраста  имеют  проблемы  при  построении  связного  высказывания,  им  сложно  составлять  распространенные  предложения.  Кроме  того,  дети  активно  делятся  своими  впечатлениями  от  пережитых  событий,  но  с  неохотой  берутся  за  составление  рассказа  по  заданной  теме.  В  основном,  это  происходит  не  оттого,  что  знания  ребенка  по  данному  вопросу  недостаточны,  потому,  что  он  не  может  оформить  их  в  связную  речь.  Все  эти  нарушения,  если  их  вовремя  не  исправить  в  детском  возрасте,  вызывают  трудности  общения  с  окружающими,  а  в  дальнейшем  ведут  за  собой  определенные  изменения  в  развитии  ребенка  (ребенок- подросток-взрослый),  то  есть  ведут к  возникновению  у  детей  закомплексованности,  мешая  им  учиться  и  в  полной  мере  раскрыть  свои  природные  способности  и  интеллектуальные  возможности.

Практика  и  поиск  новых  путей  повышения  результативности  речевой  работы,  позволяют  определить  в  качестве  средства  оптимизации  процесса  речевого  развития - метод  наглядного  моделирования,  который  дает  возможность  ребенку  зрительно  представить  абстрактные  понятия  (звук,  слово,  текст,  предложение,  персонаж)  научиться  практическим  действиям  с  ним. 

Это  особенно  важно  для  дошкольников,  так  как  процесс  решения  мыслительных  задач  протекает  у  них  с  преобладающей  ролью  внешних  средств, наглядный  материал  усваивается  лучше  вербального.

Наглядное  моделирование- воспроизведение  существенных свойств  изучаемого объекта,  создание  его  заместителя  и  работа  с  ним.

Использование  моделирования  в  процессе  развития  речи  имеет  два  аспекта: 

·        служит определенным  методом  познания;

·         является  программой  для  анализа  новых  явлений.

Формирование  навыков  наглядного  моделирования  решают следующие  дидактические  задачи:

1.     Знакомство  с  графическим  способом  представления  информации.

2.     Формирование  навыка  дешифровки  модели.

3.     Формирование  навыка  самостоятельного  моделирования.

 В  ходе  использования  приема  наглядного  моделирования  дети  знакомятся  с  графическим  способом  представления  информации - моделью.  В  качестве  условных  заместителей  могут  выступать  символы  разнообразного  характера:

1. Геометрические  фигуры

2.Символические  изображения  предметов  (условные  обозначения,  силуэты,  контуры,  пиктограммы – знак  отображающий  важнейшие  узнаваемые  черты  объекта,  предметов,  явлений,  на  которые  он  указывает  чаще   всего  в  схематическом  виде ),

3.Силуэтные  и  предметные  картинки.

Отдельно  хотелось  бы  отметить  использование  приема  наглядного  моделирования  при  обучении  дошкольников  рассказыванию.  Одним  из  самых  сложных  видов рассказывания  является  составление  описательных  рассказов.  Умение  описывать  предмет  формируется  у  детей  медленно.  Этот  вид  занятий  сложен  не  только  трудностью  формирования  у  детей  навыков  описательного  рассказывания,  но  и  трудностью  поддержания  устойчивого  внимания  во  время  прослушивания  детьми  рассказов  других  детей,  особенно  если  очень  несовершенны.

Одним  из  факторов  облегчающих  составления  описательных  рассказов,  являются  схемы.  Использование  их  на  занятиях  заметно  облегчают  составление  описательных  рассказов,  делает  их  четкими,  связными  и  последовательными.  На  первом  этапе  дети  учатся  составлять  описательный  рассказ,  опираясь  на  готовую  схему.  Предложенная  схема  подсказывает  ребенку  последовательность  рассказывания.  Элементами  модели  описательного  рассказа  становятся  символы – заместители  качественных  характеристик  объекта.

Схема составления описания предмета

 

Принадлежность  к  родовидовому  понятию;

 

Величина;

 

 

Цвет;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма;

 

Составляющие  детали;

 

Качество  поверхности;

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал,  из  которого  изготовлен  объект  (для  неживых  предметов);

 

Как  он  используется;

 

 

Эмоциональное  отношение;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По  данной  схеме   возможно,  составить  описание  отдельного  предмета,  принадлежащего  к  определенной  группе.  Кроме  составления  рассказов,  дети  составляют  загадки – описание  с  опорой  на  схему,  а  так  же  отгадывают  загадки,  при  помощи  самостоятельно  поставленных  вопросов  с  опорой  на  схему. 

Но  если  продолжать  использовать  подобные  схемы,  то  постепенно  у  детей,  во - первых,  снижается  интерес.  Во -  вторых  не  происходит  развитие  умения  самостоятельного  логичного  и  последовательного  описательного  рассказа.  С  другой  стороны,  отказ  от  схемы  приводит  к  тому,  что  дети  начинают  очень  затрудняться  в  составлении  описательного  рассказа.  Поэтому,  на  следующем  этапе  обучения  составлению  описательного  рассказа,  надо  продолжать  схемы,  но  не  готовые,  а  составленные  самими  детьми.

Предложенная  система  работы  по  обучению  детей  составлению  описательных  рассказов  с  использованием  моделей  и  схем,  основана  на  постепенном,  небольшом  усложнением   задач.  В  результате  чего,  дети,  как  правило,  не  испытывают  серьезных  затруднений  на  каждом  этапе  при  составлении  описательных  рассказов.

Следовательно,  использование  наглядного  моделирования  в  работе  с  дошкольниками  состоит  в  том  что:

Во - первых: 

Ребенок – дошкольник  очень  пластичен  и  легко  обучаем.  Использование  наглядного  моделирования  вызывает  интерес  и  помогает  обучению  детей.

Во – вторых:

использование  символической  аналогии  облегчает  и  ускоряет  процесс  запоминания  и  усвоения  материала,  формирует  приемы  работы  с  памятью.  Ведь  одно  из  правил  укрепления  памяти  гласит: «Когда  учишь – записывай,  рисуй  схемы,  диаграммы,  черти  графики».

В – третьих:

  применяя  графическую  аналогию,  мы  учим  детей  видеть  главное,  систематизировать  полученные  знания.

 

 

 

 

\02.09.2015г 

Развитие выразительности  речи  в театральной  деятельности.

 

Хочу  поделиться  своим  опытом  работы  по  данному  направлению.

Театральные   игры  имеют  огромное  значение  в  жизни  ребенка. Они  в  полном  объеме  развивают  речь  ребенка.  Процесс  развития  речи  предполагает  освоение  не  только  содержательной,  но  и  образной,  эмоциональной  стороны   языка.

Для развития  выразительной  стороны  речи  необходимо  создание  таких  условий, в  которых  каждый  ребенок  мог  бы  проявить  свои  эмоции,  чувства ,желания,  взгляды,  причем  не  только  в  обычном  разговоре,  но  и  публично,  не  стесняясь  присутствия  посторонних  слушателей.  К  этому  важно  приучать  ребенка  в  раннем  возрасте,  поскольку  нередко  бывает,  что  люди  с  богатым  духовным  содержанием,  с  выразительной  речью  оказываются  замкнутыми,  стеснительными,  теряются  в  присутствии  незнакомых  людей. 

Работу  над  выразительной  речью  надо  начинать  с  малолетства,  В  этом  огромную  помощь  может  оказать  театр  в  детском  саду.

Театрализованные  игры  всегда  радуют  малышей  и  пользуются  у  них  неизменной  любовью.

В младшей группе побуждаю детей  к  общению  в  играх:  «Кто  мы  такие?»  «Назови свое имя», сказки-потешки  «Кисонька-Мурысонька»,  «Лошадка»,  стихи  Агнии  Барто  «Купите  лук»  Учимся  имитации  голосов  животных,  находим  выразительные  средства  в  интонации.  Показ  сказки-драматизации  «Теремок»   Малыши  стараются  эмоционально   проговаривать  фразы,  четко  произносить  звуки  «прогулка  в  лесу»  (как  шумит  ветер,  падают  листья,  шуршат   под  ногами.)  Дети  учатся  произносить  слова  с  различной  интонацией,  развивают  речевое  дыхание.  После  отгадывания  загадок  о  животных  дети  имитируют  голос  отгаданного  животного.  Хорошо помогает  в  этом  упражнения  и  дидактические  игры  «Покажи  как  крадется  лиса»,  «Зайчик  загрустил»  и  другие   Очень  нравятся  детям  чистоговорки  с  изменением  силы  голоса (СА-са-са-вот  летит  оса)  тихо,  громче,  громко,  меняя  интонацию:  удивленно,  вопросительно,  испуганно.

В  средней  группе  продолжаю  работу  выразительностью  интонационной  речи:  игровое  упражнение  «Сеня  в  лесу  встретил  лису»,  «веселый  оркестр» 

Учимся сочетать движение и речь (игры на пальцах,  ролевой  театр  «Под  грибом»  Закрепляю  умения  произносить  тексты  с  различной  силой  голоса  и  интонацией.  «Лиса и Журавль», стихотворение Татарского «Воробей». Продолжаю работу  над  закреплением  выразительно  произносить  предложенную  фразу:  «Угадай  чей  голосок?»  Развиваю  мелкую  моторику  в  сочетании  с  речью  «Собака  и  кошка»,  «Хозяйка  и  кот» 

В  старшей  подготовительной  группах  уделяю  большое  внимание  развитию  связной  речи,  ее  интонационной  выразительности  (вежливые  слова,  «листопад»,  «Кто  колечко  найдет?».  Продолжаю   развивать  монологическую  и  диалогическую  речь:  постановка  спектаклей  Чуковский   «Муха-цокотуха»,  «Дюймовочка»,  «Петушок-голосистое  горлышко»   Для  отработки  дикции  и  выразительности  речи  использую  скороговорки.  Предлагаю  детям  самостоятельно  выбирать  и  режиссировать  небольшие  произведения ,которые  им  особенно  понравились.  Благодаря  произведениям ,  ребенок  познает  мир  не  только  умом,  но  и  сердцем,  выражает  свое  собственное  отношение  к  добру  и  злу. Любимые  герои  становятся  образцом  для  подражания.

Все  эти  упражнения  и  игры  помогают  преодолевать  робость,  неуверенность  в  себе,  застенчивость.  Обязательно  просматриваем  иллюстрации  в  детских  книжках  или  просто  картинок,  походящих  к  прочитанному   произведению.  Затем  дети  учатся  мимикой,  движениями  на  физкультурных  и  музыкальных  занятиях  передавать  настроение  и  характер  героев. 

После  беседы  о  прочитанном,  вновь   возвращаюсь  к  тексту,  привлекаю  детей  к  проговариванию  его  отдельных  фрагментов.  Никогда  не  требую  дословного  воспроизведения  содержания.  Вот  когда  текст  хорошо  усвоен,  хвалю  детей  за  точность  и  выразительность.  Важно  понять,  что  чувствует  ребенок,  на  что  направлены  его  переживания,  помочь  ему  полнее  выразить  свои  чувства,  создать  условия.  После  всей  этой  подготовки  все  произведение  разыгрывается  целиком.  Никогда  не  делю  детей  на  «артистов»  и  «зрителей».  Постепенно  предлагаю  всем  сыграть  главные  и  второстепенные  роли.

Родители  являются  активными  участниками  в  подготовке  к  театральным   спектаклям.  Помогают  в  изготовлении  костюмов,  различных   атрибутов,  подбору  нужной  литературы.

Театральная  деятельность  вносит  разнообразие  в  жизнь  ребенка  в  детском  саду,  дарит  ему  радость  и  является  одним  из  самых  эффективных  способов  воздействия  на  ребенка,  проявляется   принцип  обучения:  учить  играя.

В  процессе  театрализованных  игр:

1. расширяется  и  углубляется  знания  детей  об  окружающем  мире.

2. развиваются  психические  процессы: внимание,  память,  восприятие,  воображение.

3.  стимулируются  мыслительные  операции.

4. активизируется  и  совершенствуется   словарный   запас,  грамматический  строй  речи,  звукопроизношение,  навыки  связной  речи,  темп,  выразительность  речи.

5. развивается  чувство  коллективизма,  ответственности  друг  за  друга.

6.  стимулируется   развитие  творческой,  поисковой  активности,  самостоятельности.

Участие  в  театрализованных  играх  доставляет  детям  радость,  вызывает  активный  интерес,  увлекая  их.

 

Дата последнего обновления страницы 15.05.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»